Most of the anthropogenic transformations on Earth, which have brought humanity to a fatal point, are carried out by business and government, acting according to the rules of the capitalist economy (“money-commodity-money plus”).
Today, in the charters of firms, the main goal, according to the law, is "PROFIT DERIVATION". And there is no need to take on obligations “not to harm people's health”, “not to harm nature”, to take care of future generations, etc. A similar approach is taken by the authorities of different levels, who care most about filling the budget, investments and new jobs.
At the same time, very often, the goals are achieved due to the deterioration of the ecology of the environment and the health of the population.
We need to change this state of affairs before it is too late.
If we want to survive, the Economy must be Ecological and no other!
EcoEco! Ecopower!

Climate

 

Sunset on the Black Sea. Gelendzhik

Climate in most areas temperate continental, on the Black Sea coast from Anapa to Tuapse — semi-dry mediterranean climate, south of Tuapse - wet subtropical. Altitudinal climatic zonality is expressed in the mountains. Throughout the year, sharp weather changes are typical - monthly, seasonal and long-term temperature fluctuations are significant. Foothills are characterized by hairdryers, contributing to the rapid melting of snow in the spring and the intensification of floods on the rivers. In the region of Anapa - Novorossiysk - Gelendzhik is typical boron  with a wind speed of more than 15 m/s, sometimes more than 40 m/s (in December 1997, a bora was observed with a wind force of up to 47 m/s). The average number of days with bora is 21 (more than 40 in Novorossiysk), 18 of them in the cold half-year.

The average January temperature on the plain is −3… −5 °С, on the Black Sea coast 0…+6 °С, v Sochi +6 °C. The average July temperature is +22…+24 °C. The annual amount of precipitation is from 400 to 600 mm in the flat part, up to 3242 mm or more in the mountainous part. The edge is flooded every spring floods. In general, the region is characterized by hot summers and mild winters.

Hydrography

Main article: Rivers of the Krasnodar Territory

The main river of the Krasnodar Territory - Kuban, which receives many tributaries on the left (UrupLabaWhite etc.), to regulate the flow of which   was builtKrasnodar reservoir. The whole region is often named after her, calling it simply Kuban. The rivers of the Azov Sea basin have a flat character, the largest of them are  HerBeisugKirpili. The rivers of the Black Sea coast are small, the largest of them is  Mzymta.

There are many small karst lakes on the territory of the region, on Taman Peninsula and coast Sea of Azov  - estuary lakes. The largest lake is located on the territory of the Krasnodar Territory North Caucasus — Abrau.

Large  is located on the territory of the regionAzov-Kuban fresh groundwater basinwith significant reserves thermal and mineral water.

Soils

The main part of the soil cover of the steppe zone of the region is Ciscaucasian carbonate and leached chernozems. Taman Peninsula is occupied by chestnut, Western Ciscaucasian bog soils. In the mountains there are mountain-forest brown and sod-calcareous soils, in the highlands - mountain-meadow soils.

The total land area of the Krasnodar Territory is 7.5 million hectares, of which 3.9 million hectares are arable land. This is the main arable fund of the region, characterized by high fertility.

A narrow lane on the left bank Kuban, The Kuban sloping plain and part of the foothills are suitable for horticulture and the cultivation of yellow tobacco[9].

Vegetation

Part of the territory of the region (to the mountain ranges and the Black Sea coast south of Anapa) is occupied by steppes. Among the wealth of the Kuban forest occupies an important place, as it is of great environmental importance and is the main source of valuable wood species Russia. Forests of the Kuban occupy 22.3% of the entire territory of the region, of which more than 1.5 million hectares are covered with forests. The forest fund is dominated by hardwoods - 85.1%, of which 29.2% are mature stands. The main forest-forming species is oak, coniferous plantations account for 4.8%. Of industrial importance oak and beech arrays (broadleaf forests) occupy, respectively, 49 and 19% of the area of all forests. Also in the region grow dark coniferous mountain (sprucefir) forests, subalpine and alpine meadows. Of great interest is the flora of the coast. Thus, juniper woodlands (often with an admixture of pistachio tuliposus) are of particular value. They are distributed from Anapa to the mouth of the Mezyb River (beyond Gelendzhik) and serve as a haven for the ancient Mediterranean flora. Main Views — juniper highjuniper smellypistachio pistachioEtruscan honeysuckle.

Animal world

There are 86 species on the territory of the region mammals, 20 — reptiles, over 300 — birds, 11 kinds amphibians, with a significant number of animals listed in Red Book of Russia (11 mammals, 24 birds, 2 amphibians, 3 reptiles). Among them there are such rare species as polecat-dressingCaucasian ottergolden eaglesnake-eaterloafbustardspoonbillburial groundsteppe eaglewhite-tailed eaglecurly and pink pelicans, falcon peregrine falconospreymerlinlittle bustardcaucasian black grouse and others[ten]. B Soviet time acclimatized raccoon[eleven] and muskrat.

 

Story

Main article: History of the Krasnodar Territory

The territories of the present Krasnodar Territory were extensively populated for a long time Circassians  (Circassians) and Abaza who traded actively with  Genoese and the Greeks, which contributed to the active development of crafts among them. Greek philosophers actively wrote about the local peoples in their treatises, one of them was Strabo, who mentioned back in the 4th-6th millennium BC. e. zikhov and Meotians.

The Black Sea region was occupied by a number of Circassian tribes: Shapsugs, Natukhians, Hetuks, Ubykhshegaiki. One of the large settlements that have survived to this day are:  Tuapse  (Tluapse - between two rivers), was inhabited by Shapsugs, Sochi  (Shaache), predominantly settled by the Ubykhs, Gelendzhik  (Khyl'ezhy), a large village of Natukhians who were actively engaged in trade with the Ottomans and Greeks. Dzhubga (Zhyubgu) was also inhabited by Shapsugs, Anapa (lanape), which means the edge of the table, was probably named because of the rounded bay of Anapa, was inhabited by Natukhai, Khegayks, Khetuks.

Also Black Sea Circassians carried out active gardening, created Circassian gardens with special varieties of fruits and berries that tolerated the local climate well. The gardens spread over vast areas. Trees could bear fruit for many decades, which provided additional food. After the Caucasian War, these gardens were partially cut down, partially abandoned.

The plain and mountainous parts of the Krasnodar Territory were mainly inhabited by tribes:  abadzekhsbzhedugi, Temirgoys, Makhegs, Yegerukans.

In the XIII century, the tribes of the Adyghes, who inhabited the present Krasnodar Territory, Karachay-Cherkessia and Kabardino-Balkaria, were united into one state by the leader of all princely families of 12 tribes of the Adyghes, Knyaz Inal (Inal Nehu). Circassia led active political cooperation with the Russian Kingdom, the Ottoman Empire. The population was about 2.5 million, and consisted mainly of Circassians and Abaz.

Circassia existed until the middle of the 19th century. Conducted an active foreign policy with neighboring states. Strong friendly relations were with the Russian Tsardom after the marriage of the prince's daughter Temryuk Mary by Ivan IV the Terrible. Following the results of the Caucasian War, the territories became part of the Russian Empire. Most of the population, about 2-2.8 million, were resettled in the Ottoman Empire, the rest were provided with flat territories.

Do October revolution 1917, most of the territory of the modern Krasnodar Territory was occupied by Kuban region, formed in 1860 from Black Sea Cossack Army, western Caucasian linear Cossack army[12]. The Kuban region was the territory Kuban Cossack army. In 1900, the population of the region was about 2 million people. In 1913, according to the gross grain harvest Kuban region  came in 2nd place in Russia, in the production of marketable bread - in 1st place. The region actively developed the industry for processing agricultural products and chemical industry  (large joint-stock companies were created), railway construction was underway.

In 1896 Black Sea District of the Kuban region was converted to  Black Sea province centered at Novorossiysk.

According to the results of the 1926 census in the USSR, the two largest nationalities in the territory North Caucasus Territory were Russians (46.2%) and  Ukrainians (37.4%). And the national composition of the Kuban (Kuban District) according to census of the USSR in 1926: Ukrainians (62.2%) and Russians (33.8%).

September 13, 1937 by the decision of the Central Executive Committee of the USSR Azov-Black Sea Territory  was divided into Krasnodar Territory with the center in  Krasnodar and Rostov region centered in  Rostov-on-Don[13]. On January 15, 1938, the Supreme Soviet of the USSR approved the creation of these regions[fourteen]. Six months later, the Supreme Soviet of the RSFSR confirmed this decision.[fifteen].

In 1937-1990, the Krasnodar Territory included Adyghe Autonomous Region.

Awards

  •  order of Lenin (October 31 1957) - for the successes achieved by the working people of the region in increasing the production and procurement of grain, meat, milk.

  •  order of Lenin (20 November 1970) - for outstanding achievements in the development of the national economy and culture.

Population

Main article: The population of the Krasnodar Territory

population

The population of the region according to Rosstat is 5,687,378[7] person. (2022). Kray ranks 3rd among entities Russian Federation by number of inhabitants - after Moscow and Moscow region. Population density - 75.34 people / km2 (2022). Urban population - 55.24[16] % (2020). The level of urbanization is lower than the national average (75.06[17] %).

December 1, 2021 at that time the governor of the region Veniamin Kondratiev  stated that, allegedly, according to preliminary data of the All-Russian Population Census 2020-2021 7 million 130 thousand people live in the region[eighteen].

National composition

The national composition of the Krasnodar Territory according to the census 2002:

PeopleNumber in 2002,
thousand people (*)Number in 2010,
thousand people[19]

Russians4436.3 (86.6%) 4522.9 (88.3%)

including Cossacks[c]17.5 (0.3%)5.3 (0.1%)

Armenians274.6 (5.4%)281.7 (5.5%)

Ukrainians131.8 (2.6%)83.7 (1.6%)

Greeks26.5 (0.5%)22.6 (0.4%)

Belarusians26.316.9 (0.3%)

Tatars25.624.8 (0.5%)

Georgians20.517.8 (0.3%)

Germans18.512.2 (0.2%)

Adyghe15.813.8 (0.3%)

Turks13.58.5 (0.2%)

Azerbaijanis11,910.2 (0.2%)

gypsies10.912.9 (0.3%)

Ossetians4.16.9 (0.1%)

Краснода́рский край (неофициально — Кубань) — субъект Российской Федерации, расположенный на юго-западе страны. Входит в состав Южного федерального округа. Образован 13 сентября 1937 года. Граничит с Ростовской областьюСтавропольским краемКарачаево-Черкесской РеспубликойРеспубликой Адыгея и Абхазией[a]. По морю граничит с Крымом[b].

Административный центр — город Краснодар.

Содержание

Физико-географическая характеристика

География

Краснодарский край находится в северо-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Карачаево-Черкесской Республикой, на западе — с Крымским полуостровом[b] (через Керченский пролив), на юге — с Абхазией. Внутри региона находится Республика Адыгея. Территория края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей.

 

Карта Краснодарского края

 

Озеро Абрау

 

Горные луга, Апшеронский район

 

Лиственные леса, Абинский район

Из общей протяжённости границы в 1540 км 740 км проходит вдоль моря. Наибольшая протяжённость края с севера на юг — 327 км, с запада на восток — 360 км. Территория Краснодарского края 75 485 км².

Часовой пояс

 

Географически большая часть Краснодарского края относится к 3 часовому поясу (западная часть края от Анапы до Керченского пролива географически находится в UTC+2). Краснодарский край входит в часовую зону, обозначенную по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +3:00.

Рельеф

Краснодарский край делится рекой Кубань на две части: северную — равнинную (2/3 территории), расположенную на Кубано-Приазовской низменности, и южную — предгорную и горную (1/3 территории), расположенную в западной высокогорной части Большого Кавказа. Высшая точка — гора Цахвоа (3345 м).

Рельеф Краснодарского края разнообразен. Более половины территории края занимают равнины, представленные Кубано-Приазовской равниной, Прикубанской наклонной равниной и Дельтой реки Кубань.

Кубано-Приазовская равнина — низменная аллювиальная равнина с обширными поймами, простирается от долины реки Кубань до Азовского моря и северной границы края. Наклонена к северо-западу (высота постепенно снижается от 156 метров в районе Кропоткина до 0 метров на побережье Азовского моря). Прикубанская наклонная равнина — террасированная, расчленена глубокими долинами левых притоков реки Кубань с серией ярко выраженных террас (с высотами террас до 200 метров) и глубокими балками. Дельта реки Кубань имеет многочисленные рукава, для её рельефа характерны небольшие гряды, межгрядовые понижения, дельтовые лиманы и плавни.

Сложен рельеф Таманского полуострова, приморские низменности чередуются с крайними западными отрогами Большого Кавказа, прирусловыми валами, лиманными отложениями и дельтовыми озёрами. На полуострове — более 30 потухших и действующих грязевых вулканов.

На востоке Краснодарского края — окраина Ставропольской возвышенности.

Полезные ископаемые

В недрах края открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефтиприродного газацементного мергеляйодо-бромных вод, мрамораизвестнякапесчаникагравиякварцевого пескажелезныхмедных апатитовых и серпентинитовых рудкаменной солиртутигипса, небольшое количество золота.

Краснодарский край — старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти начата в 1865 году. Известно более 150 мелких и средних месторождений нефти и газа, крупнейшее — нефтяное Анастасиевско-Троицкое. Важное значение имеют подземные воды края, среди них промышленное значение имеют иодо-бромные (крупное Славяно-Троицкое месторождение, заключающее около 30 % запасов России).

Климат

 

Закат на Чёрном море. Геленджик

Климат на большей части территории умеренно континентальный, на черноморском побережье от Анапы до Туапсе — полусухой средиземноморский климат, южнее Туапсе — влажный субтропический. В горах выражена высотная климатическая зональность. В течение всего года типичны резкие изменения погоды — значительны месячные, сезонные и многолетние колебания температур. Для предгорий характерны фёны, способствующие быстрому сходу снега весной и усилению паводков на реках. В районе Анапа — Новороссийск — Геленджик типична бора со скоростью ветра более 15 м/с, иногда более 40 м/с (в декабре 1997 года наблюдалась бора с силой ветра до 47 м/с). Среднее количество дней с борой 21 (в Новороссийске более 40), из них 18 в холодное полугодие.

Средняя температура января на равнине −3… −5 °С, на Черноморском побережье 0…+6 °С, в Сочи +6 °C. Средняя температура июля +22…+24 °C. Годовое количество осадков — от 400 до 600 мм в равнинной части, до 3242 мм и более — в горной. Каждую весну край затапливают паводки. В целом для края характерны жаркое лето и мягкая зима.

Гидрография

Основная статья: Реки Краснодарского края

Главная река Краснодарского края — Кубань, принимающая слева много притоков (УрупЛабаБелая и др.), для регулирования стока которой сооружено Краснодарское водохранилище. Её именем часто именуют и весь край, называя его просто Кубань. Реки бассейна Азовского моря имеют равнинный характер, наибольшие из них — ЕяБейсугКирпили. Реки Черноморского побережья невелики, наибольшая из них — Мзымта.

На территории края расположено много мелких карстовых озёр, на Таманском полуострове и побережье Азовского моря — озёра-лиманы. На территории Краснодарского края находится самое большое озеро Северного Кавказа — Абрау.

На территории края расположен крупный Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод.

Почвы

Основную часть почвенного покрова степной зоны края составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими болотными почвами. В горах — горно-лесные бурые и дерново-карбонатные почвы, в высокогорье — горно-луговые.

Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 миллионов гектаров, из них пашни — 3,9 млн га. Это основной пахотный фонд края, отличающийся высоким плодородием.

Неширокая полоса в левобережье Кубани, Прикубанская наклонная равнина и часть предгорий пригодны для садоводства и возделывания жёлтых табаков[9].

Растительность

Часть территории края (до горных хребтов и черноморского побережья южнее Анапы) занята степями. Среди богатств Кубани лес занимает важное место, так как имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Леса Кубани занимают 22,3 % всей территории региона, из которой лесом покрыто более 1,5 млн га. В лесном фонде преобладают твердолиственные породы — 85,1 %, из которых 29,2 % — спелые насаждения. Основной лесообразующей породой является дуб, на долю хвойных насаждений приходится 4,8 %. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы (широколиственные леса) занимают, соответственно, 49 и 19 % площади всех лесов. Также в крае произрастают тёмнохвойные горные (ельпихта) леса, субальпийские и альпийские луга. Большой интерес представляет растительный мир побережья. Так, особую ценность представляют можжевеловые (часто с примесью фисташки туполистной) редколесья. Они распространены от Анапы до устья реки Мезыбь (за Геленджиком) и служат пристанищем древней средиземноморской флоры. Основные виды — можжевельник высокийможжевельник вонючийфисташка туполистнаяжимолость этрусская.

Животный мир

На территории края обитает 86 видов млекопитающих, 20 — пресмыкающихся, свыше 300 — птиц, 11 видов земноводных, при этом значительное количество животных занесено в Красную книгу России (11 млекопитающих, 24 — птиц, 2 — земноводных, 3 вида пресмыкающихся). Среди них есть такие редкие виды, как хорь-перевязкакавказская выдраберкутзмееядкаравайкадрофаколпицамогильникстепной орёлорлан-белохвосткудрявый и розовый пеликаны, сокол сапсанскопакречетстрепеткавказский тетерев и другие[10]. В советское время акклиматизованы енот-полоскун[11] и ондатра.

 

История

Основная статья: История Краснодарского края

Территории нынешнего Краснодарского края долгое время были обширно заселены адыгами (черкесами) и абазами, которые вели активную торговлю с генуэзцами и греками, что способствовало активному развитию ремёсел среди них. Греческие философы активно писали о здешних народах в своих трактатах, одним из них был Страбон, упоминавший ещё в IV—VI тыс. до н. э. зихов и меотов.

Причерноморье занимали ряд племён адыгов: шапсуги, натухайцы, хетуки, убыхихегайки. Одними из больших поселений, сохранившихся и в наше время, являются: Туапсе (Тlуапсэ — между двух рек), был заселён шапсугами, Сочи (Шъачэ), преимущественно заселявшийся убыхами, Геленджик (Хылъэжъый), крупный аул натухайцев, активно занимавшихся торговлей с османами и греками. Джубга (Жьыубгъу) также был заселён шапсугами, Анапа (lанапэ), что означает край стола, вероятно, был наречён из-за округлённой бухты Анапы, был заселён натухайцами, хегайками, хетуками.

Также причерноморские адыги вели активное садоводство, создавали черкесские сады с особыми сортами фруктов и ягод, хорошо переносивших местный климат. Сады раскидывались на обширные территории. Деревья могли плодоносить многие десятилетия, что давало дополнительное пропитание. После Кавказской войны эти сады были частично вырублены, частично заброшены.

Равнинные и горные части Краснодарского края преимущественно заселяли племена: абадзехибжедуги, темиргоевцы, мамхеги, егерукаецы.

В XIII веке племена адыгов, населявших нынешний Краснодарский край, Карачаево-Черкессию и Кабардино-Балкарию, объединил в одно государство предводитель всех княжеских родов 12 племён адыгов Княз Инал (Инал Нэху). Черкессия вела активные политические сотрудничество с Русским Царством, Османской империей. Население составляло около 2,5 миллионов, и состояло преимущественно из адыгов и абаз.

Черкессия просуществовала вплоть до середины 19 века. Вела активную внешнюю политику с соседними государствами. Крепкие дружественные отношения были с Русским Царством после взятия в жены дочери князя Темрюка Марии Иваном IV Грозным. По итогам Кавказской войны территории вошли в состав Российской Империи. Большинство населения, около 2-2,8 миллиона, было переселено в Османскую империю, оставшимся предоставлялись равнинные территории.

До Октябрьской революции 1917 года большую часть территории современного Краснодарского края занимала Кубанская область, образованная в 1860 из Черноморского казачьего войска, западной части Кавказского линейного казачьего войска[12]. Кубанская область являлась территорией Кубанского казачьего войска. В 1900 году население области насчитывало около 2 млн человек. В 1913 по валовому сбору зерна Кубанская область вышла на 2-е место в России, по производству товарного хлеба — на 1-е место. В области активно развивалась промышленность по переработке сельхозпродукции и химическая промышленность (созданы крупные акционерные общества), шло железнодорожное строительство.

В 1896 году Черноморский округ Кубанской области был преобразован в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске.

По итогам переписи населения в СССР 1926 года двумя крупнейшими национальностями на территории Северо-Кавказского края были русские (46,2 %) и украинцы (37,4 %). А национальный состав Кубани (Кубанского округа) по данным переписи населения СССР 1926 года: украинцы (62,2 %) и русские (33,8 %).

13 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделён на Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону[13]. 15 января 1938 года Верховный Совет СССР утвердил создание данных регионов[14]. Через полгода Верховный Совет РСФСР подтвердил данное решение[15].

В 1937—1990 в состав Краснодарского края входила Адыгейская автономная область.

Награды

  •  орден Ленина (31 октября 1957) — за успехи, достигнутые трудящимися края в деле увеличения производства и заготовки зерна, мяса, молока.

  •  орден Ленина (20 ноября 1970) — за выдающиеся успехи в развитии народного хозяйства и культуры.

Население

Основная статья: Население Краснодарского края

Численность

Численность населения края по данным Росстата составляет 5 687 378[7] чел. (2022). Край занимает 3-е место среди субъектов Российской Федерации по числу жителей — после Москвы и Московской области. Плотность населения — 75,34 чел./км2 (2022). Городское население — 55,24[16] % (2020). Уровень урбанизации ниже, чем в среднем по стране ( 75,06[17] %).

1 декабря 2021 года на тот момент губернатор региона Вениамин Кондратьев заявил, что, якобы, по предварительным данным Всероссийской переписи населения 2020—2021 в крае проживает 7 млн 130 тыс. человек[18].

Национальный состав

Национальный состав Краснодарского края по переписи 2002 года:

НародЧисленность в 2002 г.,
тыс. чел.(*)Численность в 2010 г.,
тыс. чел.[19]

Русские4436,3 (86,6 %)4522,9 (88,3 %)

в том числе Казаки[c]17,5 (0,3 %)5,3 (0,1 %)

Армяне274,6 (5,4 %)281,7 (5,5 %)

Украинцы131,8 (2,6 %)83,7 (1,6 %)

Греки26,5 (0,5 %)22,6 (0,4 %)

Белорусы26,316,9 (0,3 %)

Татары25,624,8 (0,5 %)

Грузины20,517,8 (0,3 %)

Немцы18,512,2 (0,2 %)

Адыгейцы15,813,8 (0,3 %)

Турки13,58,5 (0,2 %)

Азербайджанцы11,910,2 (0,2 %)

Цыгане10,912,9 (0,3 %)

Осетины4,16,9 (0,1 %)

(Данные Википедии)